Физиотерапия в коррекции речевых расстройств у детей

Физиотерапия в коррекции речевых расстройств у детей

Чем меньше возраст ребенка, тем восприимчивее маленький человек к новым знаниям и умениям. Нарушения речи у детей лучше всего корректируются в детском саду или в процессе дошкольных занятий.

Сегодня мы рассмотрим, откуда берутся проблемы с речью, какими бывают и как корректируются.

Заниматься с детьми стоит при любых речевых проблемах!

О нарушениях речи говорят, если речевые навыки ребенка не соответствуют его возрасту. Многие недостатки сложно преодолеть самостоятельно.

Стоит запомнить: какими бы ни были детские нарушения речи, ими обязательно нужно заниматься, а не пускать на самотек. Легкие речевые проблемы могут исчезнуть полностью. При разумных усилиях и занятиях это произойдет быстрее. Средние и тяжелые нарушения подлежат частичной коррекции.

Безнадежные случаи встречаются только при сложных дефектах артикуляционного аппарата, психики или структур мозга, но и тут есть варианты.

Нормальное речевое развитие имеет широкие возрастные границы становления речи, как высшей психической функции. Однако отсутствие отдельных слов или близких к ним речевых образований к двум годам, либо простых выражений или фраз из двух слов к трем годам должно расцениваться как значительный признак задержки. Растет число детей с речевыми расстройствами, по данным ряда исследований- 25 % среди детей младшего школьного возраста.

Откуда берутся речевые расстройства

Нарушения речи- проблемы с вербальной коммуникацией, речевой моторикой и смежными областями. Они очень разнообразны: некоторые связаны с невозможностью высказаться, другие- с недержанием речи. Они возникают из-за физиологических, неврологических или психических проблем, из-за педагогической запущенности. Любое речевое расстройство- не повод ставить на ребенке клеймо и тем более, стыдить его.

Что должно насторожить родителей в речи ребенка

Симптомы речевых нарушений бывают разными: это скудный словарный запас (малыш плохо запоминает слова, путает окончания, мало говорит, использует обобщения), плохое понимание слов или фраз, неспособность воспроизводить определенные звуки. Самый известный дефект- заикание, при котором нарушается ритм и плавность речи.

В основе расстройства лежит сокращение мышц гортани, языка, мягкого нёба, губ. Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением речевых и эмоциональных центров в головном мозге. В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребёнку высказываться плавно и ритмично. В 50–80% случаев заикание поддаётся коррекции. Специалисты также выявили наследственную предрасположенность к заиканию. Несмотря на это, каждый случай уникальный и исследователи не всегда придают значение генетической предрасположенности. Исключать элемент наследственности нельзя, но речевые нарушения не всегда возникают по этой причине. 

Проблемы с речью у ребёнка иногда очень удивляют родителей, особенно если в семье никто не сталкивался с подобными трудностями.

Речевые расстройства бывают эндокринной природы (из-за особенностей психомоторного развития ребенка), функциональные (дефекты или особенности речевых органов), психосоматические или вызванные окружающей средой.

Специалисты делят речевые нарушения на две группы: органические и функциональные. 

Органические причины изменяют механизмы в центральном и периферическом речевом аппарате, из-за чего возникают сложности с произношением:

  1. Внутриутробная патология

В первый триместр беременности плод очень восприимчив к любым воздействиям. Травмы матери, лечение сильными лекарствами, курение, перенесённые вирусные заболевания и другие факторы могли повлиять на будущую работу речевого аппарата ребёнка. 

  1. Родовые травмы

Речь о воздействии на ребёнка во время родов, при котором могут возникать внутричерепные кровоизлияния. Они могут затрагивать речевые зоны ребёнка, что в будущем способно повлиять на его речь. Среди причин таких травм- узкий таз матери, механическая стимуляция, которая применяется во время беременности, наложение щипцов на головку ребёнка во время родов.

  1. Наследственная предрасположенность

Особенности строения речевого аппарата могут передаться ребёнку по наследству, например строение нёба, форма прикуса, особенности челюсти и даже тенденция развития речевых зон в головном мозге. 

  1. Проблемы со здоровьем в первые годы жизни ребёнка

Чаще всего тяжёлые заболевания с осложнениями могут привести к полной или частичной потере слуха, что впоследствии повлияет на развитие речевого аппарата. 

Функциональные причины нарушают нормальную работу здорового речевого аппарата:

  1. Социально-бытовые условия жизни ребёнка

Ребёнок может научиться говорить только в социуме: ему необходимо слушать чужую речь, участвовать в разговоре, выражать свои мысли. Если у детей нет этой возможности, они начинают говорить позже сверстников и обычно с дефектами.

  1. Психологические травмы

Нарушения в речи могут возникнуть из-за сильного испуга или стресса. Травмирующий опыт может привести к заиканию, задержке речевого развития, прекращению вербального общения с другими людьми.

  1. Речь окружающих 

Зафиксированы случаи, когда ребёнок заикался или неправильно произносил звуки из-за подражания взрослым с дефектом речи. Особенно часто такие ситуации происходят в семьях, где вместе живут слышащий ребёнок и слабослышащий или глухой родитель. 

Формирование речи у девочек и мальчиков отличается не только сроками появления различных речевых элементов, но и их качеством. Например, считается, что девочки больше склонны к конструированию слов, отсутствующих в общем употреблении. В то время как мальчики стремятся к большей точности через семантические дифференцировки и т. д. 

Расстройства речевого развития находятся на стыке многих специальностей. Речь является ключевым фактором для развития мышления ребенка и интеллекта в целом, поэтому нарушение ее формирования неизбежно влечет за собой проблемы в общении, поведенческие нарушения, школьную неуспеваемость. Задержки речевого развития наблюдаются при широком спектре заболеваний.

Причиной могут быть хронические отиты и другие состояния, приводящие к нарушениям слуха, аномалии в развитии артикуляционного аппарата, детский церебральный паралич и др. Кроме того, расстройства речи встречаются у детей с аутизмом. В ряде случаев на начальном этапе невозможно установить этиологию расстройства, поэтому для точной диагностики и оценки прогноза необходимо динамическое наблюдение. Нередко на развитие речи влияют наследственная предрасположенность, иммунные и нейрохимические нарушения или средовые факторы.

При ряде расстройств происходит нормальное развитие речи до определенного возраста, а затем процесс приостанавливается или даже регрессирует (такие состояния определяют не как задержку развития речи, а как отклонение в развитии). Для сравнения: при аутизме речевое развитие, как правило, изменено еще на доречевом этапе (не формируется комплекс оживления, гуление бедное, малоэмоциональное, «птичий» язык, в то же время ребенок произносит целые фразы, при этом не использует их для общения).

Диагностика нарушений развития речи 

В основе многих расстройств развития речи лежит нарушенный баланс процессов торможения и возбуждения в головном мозге, который определяется различными нейрофизиологическими механизмами: работой синапсов, уровнем активности глутаматергической (возбуждение) и ГАМКергической (торможение) систем, межполушарными и внутрикортикальными взаимодействиями, дефицитом или избытком определенных микро- и макроэлементов, витаминов и др. Поэтому восстановление дисбаланса этих процессов лежит в основе применяемых аппаратных методов лечения.

Речевые проблемы бывают разными и могут сформироваться на любой стадии развития ребенка. Во многих случаях их можно отвратить. Например, уже с первых дней жизни с новорожденным надо обязательно общаться. И, в меру сил, придавать общению разные эмоциональные оттенки (радоваться, удивляться, переживать и т.д.).

Речь- непростой психический процесс. Малыш начнет разговаривать, когда достигнут подходящего уровня развития мозг, слух и артикуляционный аппарат. Это зависит во многом от окружающей среды и состояния здоровья. Ребенок должен развиваться, общаться и получать яркие эмоции, иначе у него могут формироваться физические и психические задержки.

Иногда общение с близкими людьми для младших дошкольников ограничивается лишь бытовыми однообразными ситуациями. Ничего удивительного, если на фоне этого возникают речевые нарушения.

На кончики человеческих пальцев выведены нервные окончания, связанные с разными участками мозговой коры, в том числе речевыми. Очень важно проводить пальчиковую гимнастику, массажи подушечек пальцев в виде игры. Это развивает и речь, и память. В процессе развития ребенка надо также уделять внимание моторике пальцев: организовывать игры с конструктором, пластилином, давать шнуровки и бизиборды.

Речевая функция сложна и изменчива благодаря расположению ее функциональных систем в различных областях ЦНС и на различных уровнях (центр Брока, центр Вернике, периферический речевой аппарат, являющийся органом артикуляции и включающий мышцы языка, гортани, глотки, губы, нёбо, альвеолы и др.). Все это способствует формированию разнообразных форм нарушения речи.

Физиотерапия для преодоления речевых нарушений.

Многие родители детей с речевыми расстройствами интересуются, какой из способов коррекционного воздействия может дать быстрый результат. На сегодняшний день, к сожалению, не существует той «волшебной палочки», которая могла бы решить проблемы в короткие сроки. Тем не менее, существуют разные направления коррекционной работы: психолого- педагогическое, медикаментозное и физиотерапевтическое.  Физиотерапевтические процедуры- достаточно действенный и вполне безопасный дополнительный способ лечения нарушений речи. Ценность физиотерапии заключается в том, что она легко комбинируется с другими способами коррекции, является хорошим подспорьем для достижения положительного результата.

Применение физиотерапии решает следующие задачи:

— стимуляция речевого развития;

— коррекция тонуса мышц артикуляционного аппарата;

— нормализация речевого дыхания и темпа речи;

— улучшение кровообращения и работы нервной системы.

Электромагнитная терапия— данный метод основан на воздействии электромагнитными полями на организм с лечебно-профилактическими целями. Воздействие переменным электромагнитным полем, генерирует малые токи в аксонах, что передается, как на прилежащие к месту стимуляции корковые нейроны, так и в глубокие отделы головного мозга и иные корковые зоны, функционально связанные с зоной стимуляции. Это позволяет неинвазивно воздействовать на целые нейронные сети.

Под влиянием электромагнитного поля снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, активизируются обменные процессы в организме, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.

Электромагнитная терапия снижает спазм мышц артикуляционного аппарата (повышенный мышечный тонус, напряжение), что способствует более чёткому произношению. Также использование данного метода положительно влияет на мышцы гортани и дна ротовой полости:  

https://матрица-здоровья.рф/product-category/ekomag-3-modulyator-s-matriczami-garyaeva/

УФО-терапия: Ультрафиолетовое облучение- этот метод практически не имеет противопоказаний. Заключается он в том, что на определённые зоны воздействуют ультрафиолетом, благодаря которому можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребёнка, улучшать обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы:

https://матрица-здоровья.рф/product/apparat-ekosvet-1-dlya-domashnego-ispolzovaniya/

Электротерапия — процедура, которая заключается в воздействии на организм импульсными переменными токами. Разряды, воздействуя на кожные рецепторы, нормализуют биоэлектрические потенциалы мозга, оказывают нормализующее воздействие на центральную и вегетативную нервную систему, вызывают седативный (успокаивающий) эффект. Улучшается кровообращение, нормализуется тонус сосудов:

https://матрица-здоровья.рф/product/modul-elektroterapii-k-generatoru-sinusa/

Преимущество физиотерапии по сравнению с фармакотерапией- отсутствие токсического воздействия на организм.

Ещё раз хотим отметить, что назначить физиотерапевтические процедуры может врач-педиатр, врач-оториноларинголог, врач- невролог, врач-реабилитолог. Во время консультации не забудьте уточнить у врача о противопоказаниях к физиотерапевтическим процедурам. Комплексный подход в работе с детьми с речевыми нарушениями, сочетающий в себе логопедические занятия, физиотерапию, а, при необходимости, и медикаментозное лечение, даёт стойкую положительную динамику и хорошие результаты по их преодолению.

Проведены исследования физиотерапии у детей с дефектом речи.

Под наблюдением находились 125 детей в возрасте от 10 месяцев до 7 лет (68 мальчиков и 57 девочек). Из всех детей 87 (70%) имели легкие формы нарушения речи (общее недоразвитие и функциональная дислалия), 31 (25%)- среднетяжелые (дизартрия, алалия) и 5%- тяжелые (заикание).

Результаты: После использования физиотерапии восстанавливалось словообразование у 87 детей (70%), интонация и темп речи у 33 детей (27%), ритм и артикуляция звуков у 62 детей (50%). Уровень лексики зависел от интеллектуальных возможностей ребенка, социального опыта и среды, в которой он воспитывался. Итак, физиотерапию можно считать эффективным методом устранения нарушений речи у детей. 

Противопоказания:

— внутричерепные ферромагнитные и кохлеарные имплантаты,

— очаговые изменения головного мозга (новообразования),

— воспалительные болезни ЦНС в остром периоде,

— крупные аневризмы головного мозга или подозрение на них.

Сайт Матрица-здоровья — место, где предлагаются проверенные аппараты для структурирования воды, а также для проведения УФО- терапии и электромагнитной терапии в домашних условиях. Покупатель получает подробное руководство по эксплуатации. Регулярно проводятся выгодные акции и предложение скидок: https://матрица-здоровья.рф/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

X
Add to cart