Аюрведа (Ayurveda), образована от слов — «Ayur» (жизнь) и «Veda» (знание). Аюрведа означает — “наука жизни”, “знание о жизни”, “искусство жить в гармонии с природой” или “практика долголетия”.
Аюрведа – это часть большого ведического учения о вселенной, дающая человеку представление об основных принципах и законах окружающего мироздания. С языка санскрита дословно переводится как «наука о жизни».
Аюрведа была образована в ведические времена пять тысяч лет назад до нашей эры. Считается, что Аюрведа самая древнеиндийская медицина, что подтверждают найденные древнейшие ведические манускрипты.
Хотя, если ориентироваться на предания, то считается, что эта ветвь науки появилась одновременно с сотворением мира, создателем которого (и аюрведы тоже) является божество Брама. Есть и другая теория о том, что аюрведа – это часть уцелевших знаний погибшей цивилизации, имевшей более высокий уровень развития, чем современный мир.
Ее источниками являются древние Веды. Слово Веды – означает “знания”. Это священные, древнейшие писания, изложенные на древнеиндийском языке санскрите.
Древнеиндийская медицина соединяет в себе целые тысячелетия мудрости, являясь огромной энциклопедией ценнейших знаний. Все внимание аюрведическая медицина уделяет комплексному подходу и изучает сразу умственное, духовное и эмоциональное состояния, которые должны полностью находиться в согласии с природой. При этом, согласно Аюрведе, каждый человек считается уникальным, то есть, имеет свой набор индивидуальных особенностей организма.
Для аюрведы всякая болезнь – это сигнал о дисбалансе различных энергий в теле человека. Поэтому она занимается не лечением болезни, а выявлением ее причин, их устранением и восстановлением равновесия в конкретном организме по строго индивидуальным назначениям. Общие стандарты, клинические рекомендации лечения заболеваний, принятые в официальной медицине, здесь неприемлемы. Цель аюрведического исцеления – это создание позитивного настроя к окружающему миру, определение своего места в нем, постижение через это непрерывного счастья, естественной красоты и активного долголетия. Данные цели и задачи коренным образом отличают аюрведическую медицину от классической.
Основополагающим принципом аюрведической концепции здоровья человека считается равновесие внутреннего мира человека (микрокосма) и его гармония со Вселенной (макрокосмом).
Аюрведа является ветвью одного из 4 видов ведических трактатов индийской философии – Адхарваведы и основывается на таких главных направлениях:
- философии Санкхья, разъясняющей строение мироздания;
- на Джьотиша- шастре- биокосморитмологии с астрологией, которые прослеживают связь человека и Вселенной;
- ведической натуропатии (естественных способах по предупреждению и лечению болезней).
Уже тогда, во времена 1500 г. до н. э., индийская медицина содержала в себе обширные познания, из которых отдельно выделялись целых восемь направлений ее знаний. Но особое значение в то время, приобрели две школы — “Школа врачей” и “Школа хирургов”. Благодаря данным школам, индийская медицина, стала доступной для многих талантливых и увлеченных людей, связавших свой путь с медициной, целительством.
Развивалась индийская медицина в течение долгих веков святыми провидцами (Риши). Медицина Древней индии- это система знаний, собранная путем наблюдений, экспериментов, обсуждений и медитаций. На протяжении многих тысячелетий сакральное знание передавалось устно от учителя к ученику. Но только примерно в V-VI столетиях до н. э. появились подробные аюрведические тексты на санскрите. Аюрведа, в основном, развивалась и процветала в Индии и юго-восточной Азии.
Золотой век Аюрведы пришелся на период расцвета буддизма (это был 327 г. до нашей эры — 750 г. нашей эры). В этот период индийцами было накоплено достаточно много знаний о строении человеческого тела: 24 нерва, 40 основных сосудов и 700 их разветвлений. А это, важнейшие знания для работы с кровью, воздухом и слизью), 300 костей, 500 мускулов, 900 связок и 90 сухожилий, которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 9 органов чувств и 3 субстанции — Вата, Питта, Капха.
Два основных мастера Аюрведы, чьи работы используются на практике до настоящего времени, это Чарака и Сушрута. Их труды называются – «Чарака самхита» и «Сушрута самхита». Вместе с интенсивным изучением ботаники и биологии, эти мастера в совершенстве владели йогой, которая является составной частью лечебной аюрведической практики.
Аюрведа сумела раскрыть признаки 150 болезней, открыть 760 лекарственных растений, а также множество продуктов животного происхождения, правила сочетания этих продуктов между собой и их влияние на организм человека.
Нагарджуна, известный благодаря Мадхьямаке (срединный путь), написал медицинские труды «Сто рецептов» и «Драгоценная коллекция»
Аюрведа содержит в себе наследие всего человечества.
Аюрведа всегда ориентирована на обретение баланса, гармонии человека и мира, в котором он живет.
Главными задачами аюверды являются:
- Профилактика для здорового организма.
- Восстановление для организма, потерявшего баланс.
У такого подхода много сторонников, которым импонирует целостный подход лечения человеческого организма на 3 уровнях:
- физического тела (через органы чувств);
- эмоционального (душевное состояние);
- ментального (умственное).
Принципы аюрведы:
- Древние традиции, объединенные с современной натуропатией и медициной.
- Лечение важно, но профилактика важнее самого лечения. Цель Аюрведы в данном подходе – достичь здоровья путем установления равновесия и гармонии (баланс дош), а не путем борьбы с болезнями. Поэтому профилактике в ней отводится более важная роль, чем терапии.
- Холистический подход: холистичность или целостность – в аюрведе нет узкой врачебной специализации, здесь лечат не болезнь или отдельный орган, а весь организм человека, как единую целостную систему. Учитывается целостность человека как единой системы, включающей в себя образ мышления, психику, тело и взаимосвязь с окружающей средой. Исцеление проходит с учетом законов мироздания, частью которого является человек, например, природных биоритмов. От последних зависит работа гормональной системы, активности органов в разное время.
Необходим индивидуальный подход к каждому.
Официальная медицина занимается непосредственно болезнью или больным органом, избавляя пациента от болевых ощущений, снимая симптомы – того, что лежит на поверхности. Аюрведа лечит не болезнь, а пытается найти первопричины заболевания, добиться устранения дисбаланса в организме, нормализовать его функции и поддерживать здоровый тонус в течение длительного времени.
По аюрведической медицинской концепции заболевание – это нарушение баланса:
- 3 энергий (дош): ваты (воздух, эфир), питты (огонь), капхи (слизь, вода);
- 7 видов тканей (дхату): репродуктивные, плазма, кровь, мышцы, жир, кости, нервы;
- 3 типов отработанных отходов организма (мал): моча, пот, кал.
Биоэнергию, баланс разрушают неправильный образ жизни, дисгармония психоэмоциональной сферы, негативные мысли. Создается дисбаланс, когда начинает доминировать одна из дош. Например, разбалансировка энергии питы вызовет нарушения в пищеварительном тракте. В итоге непереваренная и не усвоенная организмом пища, ведет к интоксикации и возникновению таких заболеваний, как гастриты, запоры, язвы, диарея, панкреатиты.
Блокировка энергии воздуха скажется на суставах, провоцируя артриты, суставные заболевания. Нарушение течения водной и земляной (слизистой) биоэнергий – причина постоянного хронического насморка (ринит, синусит, гайморит), разных форм бронхита, которые в итоге приведут к бронхиальной астме.
Комбинаций такого биоэнергетического баланса немало.
Внутренние циклы организма человека, соответствуют внешним циклам природы, которые управляются восходом, заходом солнца и имеют взаимосвязь с Три Доши.
Ключ к управлению нашим телом лежит в сознании каждого.
Аюрведа гласит, что при системном, правильном использовании тела, человек может полностью контролировать функции своего организма: по собственному желанию излечиваться от болезней, восстанавливать и поддерживать хорошее здоровье, причем даже более успешно, чем привычными для него средствами. Аюрведические средства лечения призваны лишь помогать в этом.
Аюверда определяет 4 уровня здоровья:
- Арогья — базовый уровень соматического здоровья “отсутствие физических страданий”.
- Сукхам — социальное здоровье.
- Свастха — психическое и эмоциональное благополучие, самодостаточность.
- Ананда — духовное благополучие.
Здоровый образ жизни – состоит из трех китов:
- Ахара – питание, это то, что мы получаем извне. Аюрведическая медицина подробно расписывает рацион больного по особым алгоритмам, что подходит пациенту по доше. Многие люди считают, что они прислушиваются к организму, что ему нравится, что нет. Но в больном организме все сигналы ошибочны. Поэтому ощущения и желания больного пациента – это неприемлемый критерий. Только организм идеально здорового человека способен подсказать, что делать, что есть, как себя вести. Аюрведические диеты предписываются для каждой стадии заболевания, для реабилитации, восстановления организма, выведения остаточных токсинов.
- Вихара или режим/распорядок – контроль времени приема пищи, сна, работы, отдыха. Сбой биологических ритмов грозит разбалансировкой организма. Пища, принятая во внеурочный час, приводит к образованию амы – токсинов. Например, основной прием пищи должен быть в полдень по местному времени, а перерывы между едой должны составлять не менее 3 часов.
- Аушадха в аюрведе – терапия или лекарства – этим может быть все, что окружает человека. Лучшими способами терапии считаются ароматерапия, массаж, очистительные методики (клизмы, очищение кишечника, лечебная рвота), йога, музыка, медитация. Лечение проводят рядом продуктов: растительные масла, знаменитое гхи – топленое масло и мед.
Каждый день человек подвергается воздействию различных вредных веществ – токсинов. Источниками токсинов являются — окружающая среда (воздух, земля, вода), промышленная еда, вода в пластиковых бутылях, бытовые и косметические средства, мебель и другая различная техника.
В своем арсенале Аюрведа содержит различные приемы для восстановления здоровья:
- Подбор оптимального образа жизни — сочетания индивидуально подобранной диеты с физическими упражнениями, правильная организация времени, соблюдение баланса труда и отдыха с учетом конституции, соблюдение закона соизмеримости.
- Натуропатические методы коррекции — аюрведическая фитотерапия, которая учитывает и симптоматический, и конституциональный подходы.
- Массаж, промасливание — как способ гармонизации физического тела, так и способ доставки через кожу лекарственных масел и других субстанций.
- Вкусовая терапия, ароматерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, медитация.
- Использование современных стратегий и лекарственных препаратов по принципу “деша-кала-патра” — “место-время-обстоятельства”.
- Психосоматический подход – лечение любых заболеваний ведется с учетом эмоционального состояния человека, которое тоже оказывает влияние на возникновение болезней. Теория о том, что все болезни от нервов, то есть от психических изменений человека, имеет корни именно в аюрведе. Меняя свое поведение, мышление, сознание, устраняя вредные привычки, негативные желания, можно полностью устранить болезнь.
Болезнь — это нарушение равновесия на любом из уровней здоровья.
Три причины болезней:
- Нарушение законов жизни.
- Негармоничное использование чувств.
- Пренебрежение режимом.
Причинами нарушения состояния равновесия могут быть внешние и внутренние факторы. Вне зависимости от воздействующего фактора человек заболевает только при нарушении внутреннего равновесия.
Тысячи лет назад у человечества не было таких развитых технологий, которыми оно обладает сегодня: /product-category/ekomag-3-modulyator-s-matriczami-garyaeva/
Не было и таких экологических проблем. Было больше лесов, был чище воздух, не использовались химические препараты для удобрений почвы, и прочее. Было больше физической активности, наблюдательности и такие же физические тела со своими наборами различных болезней.
Профилактика, лечение и восстановление организма выполняется двумя методами:
- Органический или конституционный — основан на изменении образа жизни человека и употреблении им целебных природных препаратов. На протяжении всего курса происходит очищение не только тела, но и разума. В основу закладывается пятиступенчатый метод очищения (панчакарма).
- Терапевтический метод — направлен на создание специального лечебного режима, который запускает восстановление пищеварительного тракта.
В Индии считается, что основой всех болезней, в первую очередь, является неправильное питание. Поэтому приоритетной задачей является очищение пищеварительной системы и энергетических каналов от накопившихся в них токсинов от неправильных продуктов питания и образа жизни: https://матрица-здоровья.рф/
Человек и природа состоят из одних и тех же элементов — эфир, воздух, вода, земля и огонь.
- Воздух- это принцип движения в пространстве, сенсорные и нервные импульсы. Является сухим, легким, ясным и подвижным.
- Эфир- это пространство. Является пустым, легким, тонким, пронизывающим все, вездесущим и всеохватывающим.
- Земля — это твердая структура. Она представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество. Придает телу силу, структуру и стойкость.
- Вода- это информация, то есть принцип заполнения формы, принцип взаимодействия. Это химическая энергия и энергия жидкости организма.
- Огонь- это принцип трансформации, принцип выделения энергии из вещества. Когда воздух начинает двигаться, возникает трение, которое порождает тепло или огонь. Отвечает за пищеварение, всасывание и усвоение.
Данные пять первоэлементов проявляются в человеческом теле, как три фундаментальных принципа или признака, известных как Тридоша — ВАТА, ПИТТА, КАПХА.
«Тридоша»- это ключевое понятие аюрведической медицины. «Три»- значит «число три». «Доша» — то, что выходит из равновесия, то, что нестабильно. С санскрита «Доша» переводится как система, быстро реагирующая на внешние раздражители и способная быстро меняться.
В Аюрведе стресс или «Сахас», является первопричиной ряда заболеваний. Длительный стресс приводит к потере иммунитета организма, что сказывается на его восприимчивости к болезням.
Согласно Аюрведе, стресс тесно связан с «Три Доши» — тремя жизненными энергиями — Вата, Питта и Капха. Для здоровья, качества жизни и положительного уровня стресса важно, чтобы Три Доши находились в балансе.
Неправильный образ жизни медленно, но неотвратимо ведет к раннему возникновению различных соматических заболеваний. В организме происходит избыток или нехватка чего-либо, нарушается равновесие Трех Дош. Это приводит к сбою в сфере эмоций, поведения и в работе систем организма.
ВАТА, ПИТТА, КАПХА — ответственны за все биологические, психологические и физиопатологические (болезнетворные) функции тела, ума и сознания.
Индивидуальная конституция человека состоит из определенной Доши или Дош (смешанной конституции), что определяет особый психотип человека, его индивидуальный гомеостаз и обмен веществ.
Определение преобладающей Доши — это “основа основ” всего процесса исцеления, согласно Аюрведе. Весь процесс направлен на то, чтобы сбалансировать все три Доши, накопить оджас (жизненную энергию).
Когда все три Доши “Вата-Питта-Капха” находятся в балансе, такое состояние называется “Сама Доша”. Оно считается лучшим для организма.
Когда баланс в одной из Дош нарушен, начинается процесс болезни, различных недугов, на которые стоит сразу обратить внимание и начать действовать. Баланс трех Дош – это здоровье, а дисгармония трех Дош – это болезнь.
Человек здоров тогда, когда баланс дош соответствует тому соотношению, которое было дано человеку при рождении: /product-category/universalnye-i-individualnye-programmy-garyaeva-p-p/
Биоритмы человека и Три Доши
Ежедневно, в организме человека происходят два основных цикла изменений, каждый из которых включает фазы Вата, Питта, Капха.
- I цикл изменений (этап Капхи) происходит между восходом и закатом.
- II цикл изменений (этап Питта и Вата) происходит между закатом и восходом.
При оптимальном течении всех происходящих событий, Доши проходят цикл изменений из трех стадий, которые всегда следуют по порядку друг за другом. Аюрведа описывает их как:
- Накопление, когда преобладает одно из основных качеств доши.
- Возбуждение, когда на накопившееся качество доши, начинает влиять ее второе качество.
- Успокоение, когда происходит естественное уравновешивание доши, при хорошем здоровье, крепком иммунитете и правильном поведении.
Особенности питания по аюрведе
Пища, с точки зрения Аюрведы, — одна из основных форм лекарства. Зато воздействие оказывается более качественным и продолжительным, но не столь быстродействующим, в отличие от лекарств.
Еда способна не только питать, но и исцелять тела, души. Важно помнить, что есть «не та пища» и “вредные привычки питания и образа жизни”, которые способны серьезно ослабить иммунитет, подорвать слаженную работу всех систем организма.
Если в организме доминирует одна Доша, необходимо следовать рекомендациям именно под нее. Если преобладают две Доши, нужно подбирать питание в соответствии со временем года, а также своими потребностями.
Мантры и медитация: исцеление через звуки
В Древней Индии мантры и медитация считались одними из самых эффективных методов лечения различных болезней и нарушений состояния здоровья. Мантра- это священное слово или фраза, которое повторяется в определенном ритме и темпе, создавая гармонические вибрации внутри человеческого организма. Мантры могут быть произнесены вслух или повторяться в мыслях. Важно помнить, что мантры имеют особую энергетику и силу, поэтому при их использовании необходимо настроиться на положительные мысли и намерения. Считается, что мантры могут помочь достичь гармонии, покоя и внутреннего равновесия, что в свою очередь, способствует исцелению тела.
Медитация, сопровождаемая мантрой, является эффективным способом снятия стресса, тревоги и депрессии. Сосредотачиваясь на звуке мантры, разум освобождается от посторонних мыслей. Это помогает улучшить концентрацию, умиротворить ум и создает благоприятную атмосферу для исцеления.
«ОМ» считается священным звуком Вселенной, является символом гармонии и баланса. Существуют специально разработанные мантры для лечения определенных болезней или укрепления определенных органов и систем организма. Современные технологии позволяют использовать звуковые волны для лечения и оздоровления организма: /product-category/universalnye-i-individualnye-programmy-garyaeva-p-p/
Таким образом, мантры и медитация представляют собой важную часть древней индийской системы лечения и исцеления. Их использование помогает в достижении гармонии тела и разума.